Как фотографировать предметку. часть 1

Leave a comment

 

Итак, начнем потихоньку освещать эту большую и многогранную тему. Вовсе не предполагаю выдать этот цикл статей за учебник по предметке. Во-первых, есть специалисты этого дела, которым действительно есть рассказать много побольше моего. Во-вторых, я не планирую обсуждать тонкости и детали профессиональной предметной фотографии. Речь пойдет так сказать о «предметной съемке для чайников», хочу рассказать о том, как можно делать приличные (практически на уровне лучших конкурентов) иллюстрации, например, для ebay. Аукцион ebay возьмем просто для примера.

Рассмотрим для начала требования к фото, предъявляемые этой площадкой. Вообще, перед съемкой всегда начинайте с рассмотрения возможностей, предоставляемых тем ресурсом, на котором планируете размещаться. Тут нужно учитывать все параметры и, прежде всего максимально допустимый размер фото и его формат. В настоящее время большинство площадок перешло или переходит на фото формата 1:1 (т.е. квадрат), поэтому если вы будете выкладывать туда снимки прямо с камеры, никак их не преобразовывая — вы будете терять часть предоставляемого вам рекламного места. Современные камеры (в приемлимом ценовом диапазоне) не снимают в «квадрат», а те что снимают, стоят столько, что владеют ими люди, не нуждающиеся в подобных моим советах 🙂 Максимально допустимым размером фото на ebay является размер 1600 по длинной стороне и формат 1:1. Нужно использовать эти немалые возможности по-максимуму. Подобное разрешение изображения позволяет показать «товар» весьма детально, передав фактуру материала. В стандартном наборе функций ebay есть инструмент «лупа», который дает возможность покупателю рассмотреть достаточно мелкие детали сделанного вами изображения. Что же следует из рассмотрения требований ebay ? Ну, во-первых, снимать придется все-таки фотоаппаратом, а не вашим любимым телефоном/планшетом. Во-вторых, придется пользоваться каким-то редактором хотя бы для обрезки в нужный формат и размер сделанных вами изображений. В-третьих, для получения качественных снимков придется немного поучиться элементарным приемам.

Начнем с первого, поговорим о фотоаппаратуре. В анонсе я уже отмечал, что марка и «общая крутизна» камеры для нас не будет являться определяющим фактором. Однако, это не означает, что мы вообще можем «не париться на что снимать». Просто нужно понимать, на какие аспекты конечного результата и как именно влияют технические характеристики используемого вами оборудования. Итак :

Мыльница или зеркалка? Вопрос не такой простой как кажется. Есть на свете разные мыльницы и разные зеркалки. Конечно, зеркалка лучше, но… только в умелых руках. Чем лучше? Ну, хотя бы тем, что любую зеркалу можно загнать в режим «мыльницы», а вот наоборот фигли вам. У зеркалки существенно больше физический размер матрицы (подчеркну — не количество мегапикселей, а именно физический размер в сантиметрах) и это оказывает прямое влияние на ряд факторов, напрямую связанных с качеством конечного результата. Однако для целей размещения в сети, особенно в разрешении не больше 900 пикселей (наиболее часто встречающееся ограничение по размеру) картинок, снятых в условиях недостаточности освещения (самая распространенная ошибка новичков), со смазом (при отсутствии штатива и неумелом подборе экспозиции) все эти преимущества зеркалки вам увы никак не помогут. Кстати, про ГРИП, экспотройку и прочие фотобанальности я здесь писать больше не буду, пока предположим, что вы это все знаете и поговорим о них позднее в разделе «техника съемки». В выборе камеры есть и другие моменты. Так как вы рано или поздно обзаведетесь штативом, камера должна иметь штативное гнездо, причем достаточно надежное — сразу прочь из рассмотрения все дешевенькие многопиксельные карманные телефоноподобные камерки. Так как вы рано или поздно обзаведетесь импульсным светом, камера должна иметь горячий башмак для крепления внешней вспышки/синхронизатора или хотя бы встроенную вспышку для «запуска» нормальной внешней (кстати, не очень желательный вариант — быстро «выжгете» встроенную пышку) — прочь из рассмотрения еще целую кучу «учебных» мыльниц (в зеркалке любой все это есть по определению). Оставшиеся мыльницы можно рассматривать при наличии у них режима съемки М и макрорежима. Таких камер есть, поэтому и на мыльничку можно вполне себе снимать предметку. Кроме того сейчас появились беззеркальные камеры со съемными объективами, они так же подойдут для наших целей.

Постоянный или импульсный свет? Под постоянными источниками света понимаются как лампы различного типа, так и естественное освещение из окна. Под импульсными — внешние вспышки разных конструкций. Каждый тип освещения имеет свои плюсы и минусы. У постоянного света к плюсам можно отнести относительную бюджетность (особенно в случае света из окна) и возможность легко оценить свето-теневой рисунок снимаемой сцены до нажатия на спуск камеры. К недостаткам — как правило мощность постоянных источников недостаточна (если не брать в расчет строительные киловатные прожекторы, от тепловыделения которых плавятся фоны, модели, электрические счетчики  и сам фотограф), в случае использования естественного освещения затруднительно управление источником. Импульсные источники гораздо удобнее, могут быть оборудованы т.н. пилотным светом (дополнительные лампы, не участвующие в формировании основного светопотока, но дающие представление о свето-теневом рисунке), не создают термодискомфорта при работе, экономичны, легко управляемы. Но подороже.

Обязателен ли штатив? При использовании постоянных источников, особенно при недостатке мощности — да. При съемке макросюжетов — да. Если вы мастер спорта по стрельбе и используете импульсные источники, снимая крупную предметку — нет. В-общем, получается, что штатив нужен и заменить им недостаток света можно не всегда. Так же как и заменить хорошим светом штатив тоже не всегда удастся. Как всегда наилучший результат дает одновременное использование сильных сторон процесса (помните, мы ведь обсуждаем как снимать лучше большинства конкурентов — в противном случае достаточно телефона). Вообще, чем более тщательно вы подойдете к процессу съемки, тем легче (меньше) обрабатывать снимки. Поэтому не ленитесь почистить фон тряпочкой ДО съемки, иначе убъете вагон времени в редакторе ПОСЛЕ. И макияж модели легче сделать, чем «рисовать» ей лицо в редакторе.

А еще нужен предметный стол или его подобие, фоны (разные как по цвету, так и по размеру), стойки, прищепки, светорассеиватели (светоформирующие насадки на вспышки) и много чего еще, делающего съемку более комфортной. Замечу — именно более комфортной, т.е. удобной, нераздражающей, а значит и более производительной. Можно обойтись без этого? Для просто съемки — да, для съемки «лучше конкурентов» — трудно, но можно… Потом, когда научитесь хорошо снимать со всем этим.

Теперь настала очередь поговорить о постобработке ваших снимков предметки. Есть огромное количество разных редакторов, платных и бесплатных, сложных и попроще. Что выбрать начинающему? Я не буду тут писать о фотошопе, хотя это один из самых лучших инструментов, во-первых, потому что это сильно не бюджетное решение, во-вторых, потому, что в 95 процентах случаев фотошоп избыточен, ну и, наконец, потому, что он сложен в изучении. Примерно то же самое можно сказать про большинство РАВ конверторов типа Лайтрума, С1, апертуры и прочая и прочая. Я советую использовать абсолютно бесплатную, но вполне дееспособную программу FastStone Image Viewer.

Ссылок не даю (найдете сами через поисковик), описание здесь тоже не даю (программа на русском, интуитивно понятна и в сети масса гайдов есть), но сильно советую. Сам часто пользуюсь, хотя «взрослым» редакторам обучен и пользуюсь ими, но… У Фастстоуна есть одна очень интересная фишка — там используется отличный алгоритм сжатия, позволяющий получать компактные файлы без видимых потерь в качестве. Поверьте, это дорогого стоит. А так, программа позволяет быстро делать много полезной работы : обрезка, изменение размера, простейшая цветокоррекция, легкая ретушь и даже сборка слайдшоу под музыку, а также уйму другого нужного и не очень, в том числе в пакетном режиме.

Про некоторые приемы съемки поговорим в следующей статье. Спрашивайте, если чего.

Leave a Reply

*

  • Оцените статью, это поможет развитию блога. Просто нажмите на соответствующую звездочку
    Не помоглоПознавательноМного новогоНашел, что искалВы мне глаза открыли (4 общая оценка, 1 проголосовало)
    Загрузка...